«Наша страна с 17 миллионами квадратных километров не может жить без малой авиации...»
Олег Смирнов
Дональд Трамп рассматривает вопрос о нанесении ударов по Ирану. Причина, а точнее повод — жестокое подавление в Исламской республики протестующих. Пока решение окончательно не принято. Но Белый Дом традиционно постоянно подогревает ситуацию «вбросами» через средства массовой информации.
Присоединился к «войне утечек» и Тель-Авив. Израильтяне также непрерывно сообщают о страшных жертвах среди мирных протестующих. А также о том, что не только правительство Ирана, но и религиозные власти уже готовятся бежать из страны.
Помимо политико-психологического давления на Тегеран, Вашингтон проводит и демонстрации силы. С конца прошлой недели стратегические бомбардировщики В-52 уже несколько раз совершали полеты над акваторией Средиземного моря, а также в воздушном пространстве Ирака.
Враг народа № 1: Иран в ответ на санкции и угрозы объявил «миротворца» Трампа убийцей
Пока Вашингтон предпочитает удушение Тегерана войне с ним
В самой Исламской республике ситуация остается крайне напряженной. Но протесты начинают затухать. Во многом это результат резкой реакции иранских властей, а также блокировки интернета. Последнее решение не только снизило количество видеороликов от протестующих, но и серьезно затруднило координацию между их отрядами. Что и позволило Тегерану перехватить инициативу.
Интересно понять, как будет проходить новая американская операция против Ирана и какие цели она может преследовать.
Началось с базара
Протесты в Иране вспыхнули в самый канун Нового года. Их причиной стало очередное ослабление местной валюты — риала. От его падения традиционно пострадали мелкие предприниматели, которые держат магазинчики и торговые точки на рынках. Первым протестовать начал главный базар в Тегеране.
Следует отметить, что ситуация с ослаблением риала для Исламской республики не нова. Экономическое положение страны остается тяжелым. И падения валюты там случаются раз в несколько месяцев. Поэтому в разных регионах то и дело вспыхивают локальные акции недовольства.
Но на этот раз действия протестующих оказались гораздо более массовыми и скоординированными. Не ожидав такого масштаба выступлений, правительство Исламской республики сначала даже попыталось договорится и снизить градус напряжения. В частности, в отставку ушел глава Центрального банка Ирана. Но волнения только разрослись.
Правда, не стоит переоценивать достижения протестующих. Западные СМИ распространяли сообщения о захватах правительственных зданий и баз правоохранителей. Под контроль протестующих будто бы перешли целые города.
На самом деле ничего подобного не произошло. Всё ограничилось применением бутылок с зажигательной смесью для поджогов зданий местной власти, полицейских участков и объектов ополчения БАСИДЖ.
Как уже было сказано, иранским правоохранительным органам удалось разобщить и частично изолировать наиболее крупные и активные ячейки протестующих. Сделать это помогло отключение интернета, а также помехи терминалам StarLink. Последние в неожиданно большом количестве оказались в руках бунтовщиков.
Выше градус — ближе кризис
В сложившейся ситуации главная цель Вашингтона — не позволить снизить градус протестного настроения. По всей видимости, американское руководство считает, что в Иране удастся пройти черту, когда волнения приобретут необратимый характер. И всё завершится политическим кризисом с заменой правительства и высших чиновников. А при удачном стечении обстоятельств может повторится ливийский или сирийский сценарий.
Но ситуация постепенно начинает остывать. При этом протестующие никаких значимых результатов не добились. Поэтому для США с Израилем остается один вариант: всячески поддерживать выступления, не давать им выдохнуться и сойти на нет.
Этап словесных интервенций и политических заявлений Белый дом уже прошел. Заявления Трампа и утечки в СМИ особого эффекта не принесли. Тегеран не остановился, а протестующие продолжают сдавать позиции.
Поэтому остается только переход к прямым действиям, т.е. ограниченным ударам по территории Ирана. Какие цели могут выбрать в администрации американского президента?
Во-первых, это будут объекты, связанные с полицией, подразделениями КСИР, отвечающими за внутреннюю безопасность, и отрядами ополчения БАСИДЖ. Как вариант просматривается демонстративное уничтожение здания МВД Ирана, полицейских управлений, учебных центров КСИР
Цели — достаточно простые, они не прикрыты мощными системами ПВО. Поэтому поразить их будет легко. Даже если пострадают только здания — психологический эффект от американских ударов будет высоким. И протестующие не снизят накала «борьбы с режимом».
Во-вторых, можно попытаться ударить по целям, связанным с ракетной и ядерной программой Ирана. Или ликвидировать высокопоставленных чиновников, военных.
Тут важно отметить, что Вашингтон сейчас попал в «стратегическую дилемму». Чем мощнее и значимее будет его операция, тем жестче ответит Тегеран. Правительство и религиозное руководство Исламской республики прекрасно понимают главный замысел администрации Трампа.
Поэтому Иран предпринимает все возможные шаги, чтобы не только прикрыть свою территорию, но и создать значимую угрозу ответного удара по США и Израилю.
Морской бой неизбежен? Британия вслед за США переходит на тактику пиратов, охотящихся за танкерами с российской нефтью
Провокации НАТО на море могут привести к Третьей мировой, в которой победителей не будет
Сильное бессилие
Между тем у Пентагона сейчас нет ресурсов на повторение «12-дневной войны». Американский контингент на Ближнем Востоке находится в ослабленном составе.
В частности, из-за переброски к берегам Венесуэлы авианосца «Джеральд Форд», у США сейчас нет «плавучего аэродрома» ни в Средиземном и Красном морях, ни в Персидском заливе. На развертывание авианосной ударной группы уйдет от недели до двух.
Еще сложнее ситуация со средствами противоракетной обороны. Ее основу в ходе прошлого конфликта составили эсминцы ВМС США, специально доработанные для выполнения задач ПРО. Пять таких кораблей действовали в Средиземном море и два в Персидском заливе. Сейчас же на весь Ближневосточный регион у Пентагона только два противоракетных «Орли Берка».
Не менее проблемная ситуация у Пентагона и с боекомплектом для наземных систем ПВО и ПРО — THAAD и «Пэтриот». Пока восполнить арсеналы, израсходованные во время «12-дневной войны», не удалось. Не смог существенно пополнить запас противоракет и Израиль. Его системы ARROW/HETZ сильно зависят от американских компонентов.
В сложившейся ситуации Белый дом скорее всего решится на крайне ограниченную операцию. Она будет состоять из ударов крылатыми ракетами морского и воздушного базирования. Как уже сказано, целью операции будет медийная и психологическая поддержка протестующих. Но такая, чтобы не спровоцировать Тегеран на массированные ответные удары.